Как правильно тормозить двигателем?

Существует негласный закон, которым непременно должны руководствоваться все автолюбители: действовать надо так, как определяет ситуация, возникшая на дороге в конкретный момент. Так же это касается и торможения двигателем, по поводу которого многие автолюбители рьяно отстаивают свои точки зрения и создают дискуссии на различных форумах. Но этим способом торможения следует пользоваться только в определённых ситуациях. Некоторые водители под выражением «торможение двигателем», подразумевают следующее развитие: сначала торможение происходит бампером, после этого в процесс торможения вступает капот, за ним радиатор и только тогда двигатель. Конечно, это шутка, причём не совсем удачная, так как описанная ситуация — это следствие аварийной ситуации, которую, безусловно, следует избегать.

Если у автомобиля внезапно отказали тормоза, он становится угрозой для окружающих. Когда при неожиданном отказе тормозов все действия, предпринимаемые водителем, безрезультатны, тогда и необходимо применение такого способа торможения. Когда тормозная система не выполняет свою функцию, необходимо снизить скорость машины при помощи двигателя. Если двигатель правильно отрегулирован, то нагрузки на него при этом минимальны, и он должен работать на холостом ходу. При увеличении частоты вращения коленвала автомобиль начинает ускоряться. Чтобы избежать этого и снизить скорость движения, необходимо отпустить педаль газа при включенной передаче. Именно это и называется торможение двигателем. Однако при включенной передаче сложно снизить скорость машины двигателем до минимального уровня. Чтобы избежать этой проблемы и все-таки замедлить скорость движения, необходимо понизить передачу (ступенчато) до минимальной.

kak-pravilno-tormozit-dvigatelem

Что нужно делать для торможения двигателем с коробкой механикой?

Достичь минимальной скорости можно только на первой передаче, на ней возможна максимальная сила двигателя, благодаря чему достигается максимальное ускорение при разгоне и максимальное замедление. На четвёртой передаче легче достичь максимальной скорости и при этом будет минимальное замедление. Поэтому не стоит ждать, когда двигатель сможет достаточно замедлить машину на четвёртой передаче. Целесообразней будет переключиться на третью, затем на вторую и, наконец, на первую передачу, тогда остановка произойдёт гораздо быстрее. При таком торможении надо выждать момент, когда обороты двигателя опустятся до средних значений, и только тогда включить пониженную передачу.

Невозможно добиться того, чтобы мотор работал на повышенных частотах вращения при переключении на пониженные передачи. Но эффект торможения заметно снижается, когда падают обороты двигателя. Поэтому при торможении двигателем с переходом на пониженные передачи водитель может добавить газ перед тем, как отпустить сцепление. Благодаря этому достигается максимальная плавность хода, что даст большую интенсивность замедления. Чтобы избежать рывков, необходимо аккуратное обращение со сцеплением. Безопасность превыше всего, поэтому данный вид торможения имеет важен в целях сохранения безопасности жизни водителя и пассажиров. В первую очередь, это исключение пробуксовки на гололёде и скользкой поверхности. Также желательно тормозить двигателем при затяжных спусках на зимней дороге. Ни в коем случае не стоит притормаживать с использованием ножного тормоза. Поверхности колодок и дисков могут легко перегреться, в результате чего работа тормозной системы станет неэффективной.

С автоматической коробкой передач в этом отношении все проще, достаточно переключить селектор передач в режим ограничения или отключения максимальной передачи, либо перевести коробку передач в ручной режим (если позволяет ее конструкция) и включать низшие передачи вручную. Надеемся, что мы частично осветили вопрос правильного торможения двигателем, но будет лучше, если вы освоите его на практике и, желательно, в обычной будничной обстановке.